143920, Российская Федерация, Московская область, Балашиха, мкр.Купавна, ул.Адмирала Кузнецова, дом 10
8(495)-527-90-98

Охрана здоровья

Охрана здоровья детей
в МБДОУ детском саду № 5 комбинированного вида

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.



   В МБДОУ № 5 строго соблюдаются правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим постоянно следят все сотрудники детского сада. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. В ДОУ систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, должны быть приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей.

   Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний у детей срочно сообщается медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются. Воспитатели не только обучают детей и развивают их способности, но и следят за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям:

  • Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
  • Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
  • Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его  индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
  • Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

    Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.  Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни.
  • Рациональный режим
  • Правильное питание
  • Рациональная двигательная активность
  • Закаливание организма
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния

  Под режимом принято понимать распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов в МБДОУ № 5 педагогами соблюдаются правила:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании)

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах

4. Формирование культурно-гигиенических навыков

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка

    Рациональный режим пребывания детей в ДОУ стабилен и динамичен для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим исходит из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях оказываются его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

 В дошкольном возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

 Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах
  • Соблюдение режима питания

  Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

     ***

   Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.  

  Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий
  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий
  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры
  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта

   Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха организована целенаправленная системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

  Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.

  Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому в МБДОУ № 5 создаются условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

                                 Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим в ДОУ организуется разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления в ДОУ обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года
  • созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

12 Февраля 2019, Вторник 12:02

Профилактика гриппа

Такая тема как профилактика гриппа становится особенно актуальной в периоды межсезонья и во время эпидемий. Природа созд...

23 Октября 2017, Понедельник 12:10

Памятка для родителей о вирусном гепатите А

Вирусный гепатит А

17 Февраля 2017, Пятница 12:02

Памятки по гриппу

10 Апреля 2016, Воскресенье 12:04

Памятки поведения в лесу для детей

Неделя здоровья

     Мышка плохо лапки мы­ла      Мышка плохо лапки мы­ла:       Лишь водичкою смочил­а,      Мылить мылом не стар­...

Охрана здоровья

Медицинское обслуживание детей в ДОУ строится на основе нормативно - правовых документов: